|
||||||||||||||||
Вы находитесь: Главная :: Н.П.Николаенко "Икэбана" :: ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ | ||||||||||||||||
Корни икэбаны уходят вглубь истории Японии. Они связаны с древним обычаем преподношения цветов умершим предкам и божественным духам, которые, согласно религии синто, находятся в каждом предмете. На смену религиозной системы синтоизма в VI веке в стране был введен в качестве государственной религии буддизм. С построением буддийских храмов был создан и ритуал преподношения цветов Будде, их ставили к алтарю в больших букетах. Совершенная форма вазы и пышное, помпезное великолепие самого букета должны были воплощать торжество буддийского вероучения. Считается, что принц Сётоку (574-662), содействовавший установлению буддизма в Японии, положил начало в цветочной аранжировке. Синтоизм и учение буддизма оказали огромное влияние на формирование философии икэбаны. Последняя настолько глубоко была пронизана религиозно-философским смыслом, что даже и в наши дни, спустя много веков и сильно изменившись, она не освободилась от символики и некоторых традиционных постулатов восточных религий. Многие синтоистские традиции совпадают с философскими идеями буддизма, особенно в отношении цветов и икэбаны. С укреплением позиций буддизма подношение цветов Будде стало важнейшим храмовым ритуалом. Еще во времена, когда в стране господствовал синтоизм, икэбана основывалась на философии противостояния двух сил - света и тьмы, символизирующих Небо и Землю. Соответственно, конструктивную основу аранжировки составляли два главных элемента (две ветки), но в середине VII в., после посещения Китая монахом Сэнму и под влиянием конфуцианства, к этим двум веткам в структуру икэбаны привнесен третий элемент, символизирующий Человека. Тем самым выражалась идея гармонии человека и природы. Первые композиции из растений, которые строил Сэнму и ставил в храме, были очень простыми и состояли из трех элементов (веток или цветов). Дом Сэму называли 'хижина у пруда' - икенобо. Этим именем через восемь столетий была названа первая школа искусства икэбаны. Трехветочная икэбана заложила основу для старейшего стиля рикка (стоящие цветы). Позднее появились формы этого стиля из пяти, семи и девяти композиционных элементов. В икэбане нашел свое отражение и один из основных постулатов буддизма об эфемерности и недолговечности высоко ценимой красоты мира, краткости и бренности человеческой жизни. Большое влияние на искусство икэбаны оказало учение буддийской школы Дзен (1141-1215), которое утверждает значимость бытия в его непосредственной данности и сиюминутности, отрицает пышные религиозные обряды и ритуалы, считает, что высший смысл в жизни кроется в самом обыденном. Под влиянием этого учения икэбана переставала быть только религиозным атрибутом, а процесс ее создания - священнодействием. Композиции рикка, достигшие к XII в. монументальности и помпезности, становятся теперь меньше по размеру, более тонкими в расцветке. Икэбана постепенно оказывается частью повседневного быта человека, она начинает создаваться не только для храмов, но и для дворцов аристократов, а затем и военной знати. Но аранжировку тех времен еще нельзя называть икэбаной, как она понимается теперь. Правильнее началом развития икэбаны как искусства считать период Асикага (1450-1560), когда появилось отчетливое стремление украшать цветами жилища, вкладывая в композиции определенные идеи. Сёгун (правитель)Асикага Ёсимицу (1358-1408) прославился своим покровительством искусствам в стране. Развитие икэбаны тех лет также в значительной степени обязано именно ему. Он вошел в историю Японии как 'изящный сёгун'. Им был воздвигнут известный храм Гиннаку-дзи, ставший достопримечательностью города Киото. Особый интерес в период его правления вызывают достижения в области так называемых искусств повседневной жизни: икэбана, чайная церемония, театр Но, садовое искусство, архитектура. Благодаря его поддержке многие художники смогли создать в то время свои прекрасные произведения. Архитектура в те годы внесла в интерьер жилого помещения существенное новшество. В известном смысле, воспроизводя монашескую келью дзенского монастыря, архитекторы ввели в жилище стенную нишу (токонома), имевшую культурно-религиозное назначение. С ней связано развитие многих форм икэбаны. Тогда же в икэбане закрепились более строгие старинные правила и каноны стиля рикка. Творчество икэбаны сосредотачивалось главным образом в храмах и монастырях, где этим делом занимались монахи, а во дворцах - слуги феодалов. В истории сохранились имена многих знаменитых мастеров икэбаны, таких как Рюами, Соами, Ноами и др. Особое место среди них занимает выдающийся монах Икенобо Сенкей, настоятель храма Какудо под Киото. Именно этот священнослужитель положил начало всемирно известной династии мастеров Икенобо. В 1462 г. Сенкей по просьбе правителя устроил аранжировку из растений в стиле рикка в золотой вазе. Его великолепное мастерство произвело сенсацию среди населения Киото, с тех пор слава постоянно сопутствовала ему. Связи икэбаны с религиозным обрядом постепенно ослабевают, она проникает в повседневный быт, все чаще воспринимается как предмет эстетического наслаждения. Именно в этот период икэбана становится подлинным искусством. Этому способствуют и ежегодные состязания в аранжировке цветов, введенные Асиакага Ёсимицу, страстным любителем цветов: его дворец называли 'домом цветов'. К началу XVII в. школа Икенобо сильно упрочилась и пользовалась, по существу, монополией в области цветочного искусства. Период Момояма (1560-1600) характеризуется, помимо прочего, строительством великолепных замков. И рикка считалась наиболее подходящей для украшения интерьеров этих замков. С 1600 по 1867 г. длился период Эдо. Все это время рикка была предназначена для аристократии, для храмов, для военной и торговой знати. Начиная с XIII в. и до наших дней, рикка тесно связана также и с театром Но. Однако этот стиль на протяжении веков претерпевал значительные изменения. Рикка олицетворяла величественную природу, растения в ней устремлялись прямо вверх, к небу. Стиль базировался на строго канонизированных правилах расстановки растений. Наряду со стилем рикка и в противовес ему существовал и другой, собирательный, стиль аранжировки - нагеирэбана, который в раннем периоде развития искусства включал любой тип аранжировки, устраиваемой не в стиле рикка. По литературе XVIII века, к нагеирэбане относились собственно нагеирэ - 'цветы, брошенные в воду', тябана - 'чайные цветы', а позднее и сёка - трехцветочный асимметричный стиль. В дальнейшем все эти стили получили свое самостоятельное развитие. В то время как рикка демонстрировала театральность и помпезность, подчиняясь обрядовым требованиям, нагеирэбана вошла в жизнь на основе изначальной концепции икэбаны: любование самими цветами. Но в то же время она пытается установить духовную связь между создателем икэбаны и его созерцателем. Нагеирэ отражает естественный рост растений, цветы стоят в вазе непринужденно, не стесненные какими-либо правилами; стебли их свободно опираются о края сосуда. Нагеирэ имеет очень много форм, она бывает прямостоячей, наклонной, свисающей, настенной, лежачей и т. п. Особое развитие получили висячие композиции в лодкообразных вазах. Такие аранжировки были доступны каждому человеку и потому любимы, особенно среди широких слоев населения. Композиции типа тябана, называемы иногда икэбаной одного цветка, были непременными спутниками чайной церемонии. Тябана, в соответствии с особой атмосферой, в которой проходила чайная церемония, отличалась простотой, скромностью и самих цветов, и вазы: они не могли быть яркими и броскими, всего 1-2 цветка и листик. Основатель чайной церемонии и тябана Сен-но Рикю (1520-1571) положил начало развитию оригинального стиля икэбаны, популярного среди простых людей. Тябана процветает и в настоящее время и не только для чайной церемонии.
|
|
|||||||||||||||
|
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов |